Городской шум

Одним из самых неблагоприятных факторов городской среды является шум. В силу своей психофизической природы шум является таким сигналом, по отношению к которому не развивается привыкание. Как показали проведенные исследования, следствием только одного шума от городского транспорта являются нарушения сна, понимания речи, различных видов деятельности в свободное от работы время (просмотр телепередач, чтение, умственная работа, спокойный отдых, игры и отдых на свежем воздухе); нарушение занятий в школе, вредное влияние на больных.

Исходя из имеющихся результатов исследований, можно сказать:

если средний уровень интенсивности шума днем лежит ниже 50 и ночью ниже 40 дБА, то такая квартира может считаться спокойной;

если средний уровень шума днем лежит выше 60 и ночью выше 45 дБА, то такая шумовая нагрузка должна быть расценена как недопустимая.

Пластическая разработка первых этажей многоэтажного жилища

Законодательные меры по снижению шума различных средств транспорта, наверное, можно опустить. О чисто же строительных мероприятиях по борьбе с шумовой нагрузкой нужно, резюмируя, сказать следующее:

строительство объездных дорог является действенной мерой, если при беспрепятственном распространении шума расстояние до жилых домов составляет по крайней мере 300 м;

препятствия в форме защитных стен, экранов ведут к значительному (на 50-60%) снижению уровня шума в области "звуковой тени". Суммируя, можно считать, что уровень шума в области "звуковой тени", вызываемой вышеупомянутыми прочными препятствиями, снижается на 10-20 дБА;

шумовая нагрузка существенно меняется с увеличением высоты здания: при высоте здания более 7 м шумовая нагрузка увеличивается на 2-3 дБ, а при высоте 16 м и более - на 4-6 дБ. Это означает, что многоэтажные дома должны располагаться по отношению к улице на расстоянии, вдвое большем, чем малоэтажные;

при бетонных покрытиях шум на 5 дБ выше, чем в случае применения асфальтовых покрытий;

при ограничении средней скорости движения транспорта до 40-50 км/ч шум снижается примерно на 5 дБ;

грузовой транспорт повышает шумовую нагрузку. Увеличение доли грузового транспорта на 20% обусловливает повышение шума примерно на 5 дБ;

подъем и перекрестки автотрассы увеличивают шум на 3-5 дБ;

деревья и кусты снижают шум незначительно. При ширине полосы зеленых насаждений в 50 м можно рассчитывать на снижение шума примерно на 5 дБ.

Шумозащитные дома, поставленные по периметру квартала, достаточно близко друг к другу, позволяют снизить шумовой фон внутри квартала на 50-70%. Чтобы в разрывах между домами шум лучше гасился, не проникал во внутриквартальное пространство, специалисты рекомендуют не делать разрывы более одной высоты дома и придавать домам в плане П-образную форму, при которой обращенные во внутрь квартала выступы препятствуют реверберации звука - т. е. обтеканию торцов домов шумовыми волнами,- и тем самым защищают от шума внутреннюю среду. При встраивании в жилые дома магазинов, особенно важно загрузку последних организовывать из специально оборудованных закрытых дебаркадеров - укрытий для машин. Это позволяет снизить уровень шума у окон дома на 5-15 дБ, а кроме того, скрыть от взоров жителей процессы погрузки, надоедающие монотонностью.