Вопросы градостроительства требующие пристального внимания

Каковы же конкретные вопросы, которые в настоящее время требуют пристального внимания?

Первое - это определение допустимых размеров городов, поскольку в больших городах издержки процесса урбанизации особенно велики. Исследования показали, что именно в малых и средних городах (с численностью населения, не превышающей 300 тыс. человек) удается обеспечить благоприятную санитарную ситуацию и нормальные условия жизни людей. Поэтому в СССР осуществляется политика ограничения роста крупных и крупнейших городов.

Эта политика, однако, встречает на пути большие трудности и нередко уступает агрессии урбанизации. Примером может служить Москва. В приложении к Строительной газете "Архитектура" от 11 марта 1989 г. приводятся данные о новом Генеральном плане развития города до 2010 г., обсуждение которого было проведено общественностью на VIII пленуме правления Московской организации Союза архитекторов РСФСР. Несмотря на обострение экологической и социальной ситуации, генпланом предусмотрено увеличение численности населения до 9,5 млн. человек к 2000 г. и до 9,8 млн. человек к 2010 г.; объем строительно-монтажных работ планируется увеличить еще на одну треть, что повлечет приток трудовых ресурсов по "лимиту". Но и сегодня удельный вес трудовых ресурсов, занятых в сфере промышленного производства, в Москве очень велик. Так, он составляет (в процентах к общей численности населения) : в Москве - 25,7, в Дели - 22,0, Лондоне - 18,8, Париже - 17,9, Нью-Йорке - 13,7, Риме - 13,0. Отмечается, что в Лондоне с пригородами за 1968-1978 гг. население сократилось с 7914 тыс. человек до 6918 тыс., в Париже с пригородами за 1975- 1982 гг.- с 9868 до 8510 тыс., в Риме с пригородами за 1978-1986 гг.- с 2915 до 2826 тыс.

Таким образом, в нашей столице еще не найдены средства, которые помогли бы противостоять росту города, способствовали бы его коренному оздоровлению.

Помимо размера города, его планировочное решение также должно обеспечивать наиболее благоприятные условия обитания, труда и отдыха населения. Это осуществляется путем выделения зон (территорий) с разным функциональным назначением (промышленная, жилая, коммунально-складская, отдыха), рационального их размещения в плане города и максимального благоустройства. Особое значение имеет взаимное расположение жилой и промышленной зон. В СССР оно регламентируется СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и "Санитарной классификацией производств" (СН 241-75). Эти законодательные документы определяют размеры санитарно-защитных зон в зависимости от различных классов промышленных предприятий (с учетом объема, токсичности и опасности выбросов).

В последние годы в градостроительстве наметились новые тенденции в функциональном определении зон. "Твердое" (монофункциональное) понятие зон со строго специализированными функциями - обитание, труд, отдых - уступает место "гибкому" (полифункциональному) со смешанными функциями. Появилось понятие "промышленно-селитебная" зона. Эта интеграция функций обусловлена экономическими и социологическими соображениями. Речь идет о возможности размещения в жилой зоне города ряда безвредных производств, не требующих организации санитарно-защитных зон в связи с использованием новой безотходной технологии, и приближения к жилой зоне мест приложения труда населения в целях уменьшения транспортной нагрузки и увеличения времени отдыха населения.

Территориальный рост городов требует развития всех видов внутреннего и внешнего транспорта населенных мест. Меняется и соотношение различных видов транспорта.

С увеличением миграции населения в пределах города и вне его, а также числа транспортных средств, в ближайшем будущем ожидается увеличение транспортных потоков на улицах города, недостаток резервных территорий для размещения транспортных объектов, использование для нужд транспорта подземного пространства. Уже сейчас проблема "излишней моторизации" является одной из важнейших во всех развитых странах.

Разрабатываемые градостроителями комплексные схемы организации транспорта с дифференциацией улиц по назначению, выделение бестранспортных зон в центрах городов и в микрорайонах с широким использованием подземного пространства для организации движения и хранения транспортных средств, применение шумо- и газозащитных устройств и озеленения - все эти, несомненно, нужные мероприятия не решают проблему в целом. Необходимо техническое переоснащение транспорта средствами, обеспечивающими снижение шума, вибрации в источнике и токсичности выхлопных газов.