Распределение художественных акцентов в жилище казахов

Заслуживает рассмотрения традиционное для казахов, живущих в пустыне, отношение к распределению художественных акцентов в жилище: богатый цветом интерьер, крайне скромный экстерьер дома и сложная многоплановая организация усадьбы. В интерьере контрастно противопоставлены анфилады небольших по площади подсобных помещений и общая комната больших размеров, а нередко и большей - на 30-40 см - высоты. Эта комната, будучи конечным пунктом движения по дому, визуально воспринимается пространством, надежно укрытым от неблагоприятной внешней среды. Использование пола жилых помещений в качестве места для отдыха и сна способствует зрительному увеличению объема комнаты из-за понижения уровня восприятия. Поэтому понятна традиция устройства низко расположенных небольших окон, через которые при сидении на полу осуществляется зрительная связь жилых помещений с внешней средой. При организации интерьера квартиры используется контраст между яркой освещенностью снаружи и полумраком помещений дома: затененность, полумрак играют важную роль в создании образного строя интерьера. Носителями цвета являются поверхности пола и стен; они покрываются коврами, кошмами, паласами. Ведущими цветовыми сочетаниями являются темно-коричневый или черный рисунок орнамента и интенсивный холодный красный, синий, серый фон. При входе пол часто обивается черной клеенкой. Цветовыми акцентами в интерьере являются яркие цветные чехлы подушек, узкие стеганые одеяла, предназначенные для сидения, встречаются развешанные на стенах старинные украшения из наборного серебра.

Одноквартирный блокируемый жилой дом, построенный с учетом климата и местных традиций Полузакрытый двор является композиционным центром жилища калмыков

Экстерьер казахских домов предельно скромен, во внешнем облике отсутствует какой-либо декор. Хотя современной проектной практике в рассматриваемом регионе и присуще использование орнамента для декорировки фасадов малоэтажного жилого дома, однако это мало оправданно, тем более что сами проекты не отвечают по существу национальным традициям.

В казахской архитектуре наблюдается специфическое отношение к архитектурному декору. Богато орнаментированы, обладают красивым цветом, тонко продуманным силуэтом и четкой осевой симметрией казахские мемориальные сооружения - места захоронения - мазары и саганатам. При сопоставлении их с внешне неброскими и как бы "растворенными" в ландшафте жилыми домами наблюдается контраст, говорящий о специфическом понимании роли архитектурного окружения, жилой среды и внешнего облика жилого дома.

Жилой дом с асимметричным, вытянутым фасадом и низко расположенными маленькими окнами, увенчанный плоской кровлей, органически входит в ансамбль усадьбы. Нейтральная в целом форма фасада оказывается близкой комплексу хозяйственных построек. В планировке усадьбы должны учитываться требования компактного размещения помещений для скота, защиты от ветра, пыли и снежных заносов прилегающего к дому и хозяйственным постройкам открытого пространства. В состав усадьбы входят летняя кухня, хозяйственное помещение, погреб, помещения для инвентаря и топлива, навес, баня (душ), настил для отдыха на воздухе, хозяйственный двор (открытый загон) с постройками для содержания скота, хранения кормов и инвентаря. Отделяя жилище от пустыни, группа хозяйственных помещений служит буферным пространством, способствующим постепенному переходу от природного окружения к жилым помещениям, и наоборот.

Проект сельского жилого дома

Комплекс хозяйственных построек является ведущим элементом архитектурного ансамбля усадьбы. Вместе с прилегающими к нему открытым пространством и жилым домом оно образует композиционно сложную индивидуальную среду, создающую благоприятное для человека визуальное окружение в противовес однообразному ландшафту пустыни и полупустыни. Средством организации пространства являются вертикальные преграды - глухие и проницаемые (металлическая сетка, дранка, переплетенные прутья и т. п.). Сочетание таких преград различной высоты и ориентации придает среде многоплановость, глубину. Проходы между хозяйственными помещениями узки и часто меняют направление; в плане они напоминают ломаную, зигзагообразную линию. В сочетании с проницаемыми и глухими преградами сложные проходы приводят к многообразию видовых кадров на относительно небольшом застроенном участке, занимаемом усадьбой. Такое усложненное построение композиции способствует формированию среды, успешно противостоящей унылому окружающему пейзажу.

Таким образом, представляется, что на примерах городского жилища на юге Узбекистана и поселкового жилища в Западном Казахстане нам удалось в какой-то мере показать, что архитектурное пространство жилища должно строиться только на основе детального изучения местных условий, с учетом национально-бытовых традиций населения, климатических особенностей региона и отвечать в полной мере не только физиологическим, но и психологическим требованиям человека.