Архитектурная композиция

В классических трудах по архитектурной композиции (В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус, А. В. Иконников) принята следующая классификация ее элементов: основные свойства архитектурно-пространственной формы (геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, цвет, светотень), отношения и пропорции (виды отношений, динамика и статика формы, масштабность, весовые соотношения и пропорции), ритм (метрический и ритмический порядок), виды композиции (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная) . Главными, специфическими для архитектуры категориями художественной выразительности являются организация пространства и тектоника ограничивающих его форм.

Г. Ю. Сомов, говоря о различных архитектурных элементах жилых комплексов, вводит термин "архитектурный комплекс". Термин характеризует объект в собственно композиционном смысле. Речь идет о пространственно взаимосвязанной группе зданий, занимающей определенную

территорию, которая помимо самих зданий включает в себя природные (рельеф, зелень) и планировочные элементы ("архитектура земли"). Такой подход для оценки архитектуры жилища созвучен задачам, стоящим перед климатической типологией.

Связывая композиционные закономерности с видами пластики объема и поверхности, которые с позиции климатического фактора достаточно весомы, А. А. Тиц и Е. В. Воробьева в качестве основополагающих композиционных закономерностей выделяют иерархию, тектонику и масштаб; в качестве закономерностей качественных - симметрию, асимметрию, статику и динамику, нюанс и контраст; в качестве закономерностей количественных - метр, ритм и пропорции. Пластика, рассматриваемая этими авторами как основной объект композиции, подразделяется на объемную (функционально-конструктивная, художественно-тектоническая, декоративно-символическая) и пластику поверхности (структурная, орнаментальная, тематическая).

Проведенный нами анализ указанных категорий композиции свидетельствует, что некоторые из них непосредственно связаны с учетом климата; другие, при всей их весомости в эстетическом плане, имеют к климату отдаленное отношение. Возникает необходимость создания классификации категорий композиции, связанных с климатом. В качестве климатической основы такой классификации предлагается принять типы погоды, а также важнейшие варианты характеристик климата, преимущественно векторного типа. Так, суровая и холодная погода должна быть дополнена вариантами с активной ветровой характеристикой, прохладная погода - фактором косых дождей, теплая - вариантом с повышенной влажностью воздуха, засушливая - наличием пыльных ветров.