Классификация категорий композиции

Связь категорий архитектурной композиции с типами погоды показана в таблице. Включены только те категории композиции, которые непосредственно связаны с климатом. Все категории разбиты на три основные группы.

Связь  категорий  архитектурной   композиции  с типами погоды

Архитектурное пространство - понятие, включающее организацию внешней и внутренней среды; оно достаточно широко освещено в литературе и близко к терминам "архитектурный комплекс" (Г. Ю. Сомов), "глубинно-пространственная композиция" (В. Ф. Кринский). Замкнутое и полузамкнутое пространства характерны для суровой и холодной погоды с ветром и без него, а также для засушливой с высокой запыленностью воздуха. Термины замкнутости выражают идею защищенности среды от крайне неблагоприятных факторов климата. Открытое и полуоткрытое пространства характерны для комфортной и теплой погоды. Ориентированное по условиям климата пространство характерно для любого климатического фона, дополненного активным векторным фактором, который может быть неблагоприятным (ветровые охлаждения и др.) или благоприятным (инсоляция, проветривание, аэрация пространства при перегреве и др.).

Масса, пластика объема - понятие, близкое к терминам "архитектурно-пространственная форма" (В. Ф. Кринский, А. В. Иконников), "объемная функционально-конструктивная пластика" (А. А. Тиц). Термин касается основной формы, объемного решения здания.

По степени "изрезанности" плана и фасадов, взаимопроникновения наружной и внутренней сред различаются массы "нерасчлененная" и "расчлененная". Большей степени расчлененности массы способствуют выступы, запады, лоджии. Расчлененность массы усиливается в условиях комфортной, теплой и жаркой погоды, поскольку способствует затененности и аэрации пространства. Нерасчлененность характерна для холодных условий. "Обтекаемость" массы может рассматриваться как крайнее проявление нерасчлененности при активном ветровом воздействии. "Ориентированность" массы, как и архитектурного пространства, в равной степени определяется активностью воздействия благоприятных и неблагоприятных климатических условий. Чем условия климата тяжелее, т. е. сильнее их отклонение от комфортной погоды, чем более ярко выражены векторные воздействия,- тем активнее ориентированность. Она выражается в направленности планировочного решения, в неравноценном распределении пространств по сторонам здания.

Предложение по реконструкции типового пятиэтажного жилого дома

Пластика поверхности - понятие, связанное с пластикой объема, но относящееся к внешней оболочке здания; это - "структурная пластика поверхности" (А. А. Тиц). Понятие включает глубину разработки поверхности, "проемность" - т. е. степень изрезанности стен здания окнами и величину последних, пластическую обработку, фактуру стен. Проемность здания больше при благоприятных условиях среды, меньше - при средних и минимальна при экстремальных.

Фактура же и пластическая обработка поверхностей зависят не от погоды, теплового фона и даже не от векторных составляющих, а лишь от светового климата (широта местности, высота солнца, характер облачности) и композиционных замыслов архитектора, который волен независимо от климата и высоты солнца выбрать фактуру, учесть только особенности ее восприятия в разных условиях освещения. Эти условия тесно связаны со светотенью - одной из существенных категорий архитектурной композиции.

Следует вспомнить отмеченную А. Тицом особенность, что в ряде случаев трудно провести границу между пластикой объема и поверхности. Например, лоджии, отнесенные нами к категории пластики объема, и проемность, отнесенная к пластике поверхности, фактически характеризуют степень расчлененности оболочки здания. Поэтому в климатической типологии жилища мы считаем правомерным выделение понятия оболочки здания или контактной зоны (имеется в виду контакт внутреннего и внешнего пространства). Зона может быть нерасчлененной, расчлененной или активно расчлененной.

Предложенная классификация категорий композиции не включает таких понятий, как симметрия и асимметрия, контраст, метр, ритм, пропорции. Связь их с климатом настолько опосредована, что они не могут быть исследованы. Однако тектоника, масштабность, цвет могут быть связаны с проблемами климата.

Повысить композиционную выразительность здания можно художественно осмысливая логическую с т. з. климатического фактора конструкцию, например, каркасную структуру и перфорированные ограждения в жилище южных районов, где при жаркой и теплой погоде необходима аэрация пространства; или подвесные, не связанные непосредственно с конструкцией легких стен, небольшие балконы на Севере, где при суровой и холодной погоде особенно опасны мостики холода. Учет подобных ситуаций говорит о причастности к вопросам климатической типологии жилища тектоники здания, понимаемой как художественное осмысление конструктивной его структуры.