Повышение архитектурно-композиционной выразительности городов зоны БАМа

В качестве примера разработки, в которой местные природно-климатические факторы и эстетические принципы формообразования получают конкретное воплощение в архитектурных требованиях к застройке и архитектуре домов, можно привести предложение ЦНИИЭП жилища (Лицкевич В. К., Белова Т. Д.) по повышению архитектурно-композиционной выразительности городов зоны БАМа.

Исследованием было установлено, что факторами, определяющими выбор основных средств архитектурной композиции жилой застройки в зоне БАМа, являются: горный ландшафт, силуэт и цветовая гамма которого воспринимается визуально во взаимосвязи с застройкой и служит основным фоном, определяющим композиционные решения; особенности светового климата, выраженные в преобладании солнечных дней при снежном покрове в течение продолжительной холодной части года; высокая загрязненность атмосферного воздуха, связанная с явлениями температурных инверсий; большая значимость железнодорожной магистрали, предопределяющей восприятие застройки в движении с больших расстояний и в увязке ее с архитектурой вокзалов и путевых строений; многонациональный характер архитектуры поселений, обусловленный шефским методом застройки зоны БАМа.

С учетом указанного, специфическими для зоны БАМа средствами архитектурной композиции массовой жилой застройки следует считать преимущественно крупную объемную пластику, силуэт и цвет. Подлежат изучению и дальнейшему развитию прогрессивные архитектурно-композиционные приемы и богатый опыт строительного искусства, привнесенные в зону БАМа специалистами разных союзных республик.

Средства архитектурной композиции должны использоваться в соответствии с иерархией градостроительных элементов жилой среды и с особенностями восприятия этих элементов с трасс движения. Иерархия градостроительных элементов применительно к жилым образованиям представлена следующим архитектурно-градостроительным рядом: жилой район - жилой комплекс (микрорайон, квартал) - группа зданий - здание - благоустройство и малые формы. Жилой район, призванный в композиционном отношении выявить структурный элемент жилой части города, должен решаться с привлечением крупноплановых художественных средств, с учетом условий восприятия с больших расстояний, в движении по транспортным магистралям, например, средствами максимально крупной объемной пластики и силуэта, цельной, интенсивной цветностью, увязанными с природным окружением и соседними жилыми районами, попадающими в общую панораму восприятия.

Жилой комплекс (микрорайон, квартал), призванный в композиционном отношении выявить структурный элемент жилого района, должен обладать целостной архитектурно-пространственной организацией жилых, общественных зданий и внешней среды, отличаться законченностью, индивидуальностью и подчиненностью жилому району в пластическом, силуэтном и цветовом решении. Восприятие жилого комплекса, его внешнего фасада с городских магистралей, с расстояний значительной величины предопределяет крупноплановые пластические, силуэтные и цветовые решения. Возможно выделение двух групп структурных элементов - "экстерьерной", формирующей пластические, силуэтные и цветовые темы по районным магистралям, и "интерьерной", создающей иные композиции внутри комплекса (квартала, микрорайона).

Группа зданий, обычно входящая в состав жилого комплекса, в композиционном отношении подчинена структуре комплекса и разрабатывается как развитие и детализация его композиции. По композиционным и климатическим условиям предпочтительны полузамкнутые формы жилых групп, обращенные на солнечные стороны горизонта. Выявлению глубины полузамкнутых жилых групп способствует контрастная отделка "интерьерной" и "экстерьерной" части группы зданий (гладкая или более холодная по цвету поверхность воспринимается отдаленной, шероховатая, фактурная, более теплая по цвету - приближенной).

Здания являются главными структурными единицами пластического, цветового и фактурного решения застройки на всех уровнях архитектурно-градостроительного ряда, от группы зданий до жилого района в целом; в архитектуре зданий должны учитываться особенности их восприятия с больших, средних и малых расстояний, в движении с разной скоростью. В отличие от остальных уровней архитектурно-градостроительного ряда архитектура здания воспринимается и на уровне видения пешехода, и "снизу", и "сверху", что предопределяет необходимость сочетания крупно-, средне- и мелкоплановости архитектурных решений.

Большинство городских зданий создает рядовую ткань застройки, задает ее колорит и степень пластичности. Общественные здания, а также отдельные жилые дома повышенной этажности служат акцентами, которые обычно выделяются на фоне рядовой ткани контрастными пластическими, цветовыми или фактурными средствами композиции; однотипные соседствующие здания небольших размеров частично получают разную цветовую или пластическую трактовку. Архитектоника зданий определяет приемы построения пластической, цветовой и фактурной композиции, служит основой для выявления масштаба.

Каждый элемент архитектурно-градостроительного ряда требует преимущественного использования соответствующих ему средств архитектурной композиции, вытекающих из специфики зоны БАМа. При этом необходима взаимная увязка композиционных решений всех элементов ряда в общий, законченный и целостный ансамбль населенного пункта.

Необходимо учитывать следующие особенности визуального восприятия застройки под влиянием местных факторов:

просматриваемость жилых массивов с больших расстояний на фоне гор или небосклона вследствие пересеченного рельефа местности;

повышенная яркость освещения поверхностей зданий, четкость светотени, ослабление цветовой насыщенности освещенных солнцем поверхностей, гармоничность сочетания белого цвета наряду с интенсивным цветовым тоном вследствие наличия снежного покрова;

быстрое потемнение фактурной отделки поверхностей с потерей светлости (до 50% при отделке "под шубу" и "под бучарду") вследствие большой загрязненности атмосферы под влиянием температурных инверсий и приближенности жилых массивов к крупной транспортной магистрали; слабое потемнение гладких поверхностей.

При расчете на восприятие зданий с близких расстояний в условиях зоны БАМа следует использовать следующие композиционные приемы:

компактность объемного построения как выражение защищенности от экстремальных условий климата;

компоновку зданий преимущественно в виде полузамкнутых жилых групп (замкнутые и большие открытые пространства некомфортны), как проявление раскрытия жилой среды в сторону оптимальных условий (инсоляция, благоприятные ветры, видовые перспективы) и изоляции среды от неблагоприятных (северная ориентация, зимние ветры), как средство создания уютных, сомасштабных человеку пространств, увязки застройки с рельефом и повышение ее плотности;

активную пластику фасадов, имеющих ориентацию на солнечные стороны за счет использования метрических и ритмических рядов остекленных веранд, эркеров, солнцезащитных козырьков, карнизов и навесов;

мелкую пластику и различную фактурную обработку стен, выразительность которых в местных условиях определяется повышенной освещенностью поверхностей и может быть усилена за счет целенаправленного использования как потемнения со временем более глубоких фактурных отделок, так и изменения светлоты и насыщенности цвета в зависимости от фактуры (тонкие фактуры увеличивают светлоту и снижают цветовой тон, грубые фактуры - скальные, рифленые - снижают светлоту и почти вдвое повышают цветовую насыщенность);

насыщенную цветовую тональность стен южной ориентации, что способствует накоплению солнечного тепла зданием и создает композиционный эффект.

Рекомендуется крупноплановое цветовое и силуэтное решение для тех случаев, когда здания воспринимаются с больших и средних расстояний.

Основными принципами обогащения интерьера жилых зданий следует считать использование в организации внутреннего пространства эстетических качеств природной среды и контрастность освещения инсолируемых и затененных пространств.

В интерьере вестибюлей, общих холлов и встроенных в жилые дома помещений общественных предприятий следует использовать раскрытие пространства преимущественно на южную, хорошо инсолируемую сторону, организовывать чередование уровней освещенности, вводить в интерьер элементы живой природы и естественные материалы, используемые в экстерьере (дерево, кирпич, камень, зелень, элементы скальных пород и др.), организовывать там, где это позволяют условия, внутренние крытые дворики и зимние сады. В жилых домах элементами связи с природной средой должны служить остекленные веранды, эркеры, а также выходы из квартир первого этажа на приквартирные участки ("зеленые комнаты").

Номенклатура элементов благоустройства и малых форм, их компоновка, масштаб и внешний облик должны формироваться с учетом снежного покрова (приподнятость форм над землей, яркая окраска), защиты от ветра в зимний и переходные сезоны (экранированные от ветра, обращенные к солнцу вогнутые формы), с учетом солнцезащиты и аэрации пространств в летние месяцы. Элементы благоустройства и малые формы должны служить созданию островных зон повышенной эмоциональности, упорядочения масштабности застройки, усиления визуальной информации.

Внимание, которое мы уделили в настоящей главе климатическому аспекту формирования жилища, принципам зонального подхода к проектированию и эстетическим, композиционным отличиям архитектуры жилища в связи с климатом - не случайно. Ведь во всех предшествующих частях книги между строк климатический фактор постоянно проявлял себя в ходе рассмотрения гигиенических и бытовых аспектов жилища. Нам кажется, мы смогли убедиться, что связь архитектурного сооружения с окружающей природной средой является одним из существенных принципов его художественности, что учет климата должен рассматриваться как объективная предпосылка формирования образа сооружения.