Требования к архитектуре игровых пространств на воздухе

Приведем пример, который проиллюстрирует, как грамотное привлечение архитектором научных данных о психофизиологических особенностях организма человека может способствовать и выявлению новых архитектурных форм, и созданию в жилой среде условий, оказывающих положительное влияние на здоровье и развитие детей. Рассмотрим требования к архитектуре игровых пространств на воздухе, выявленные архит. Л. А. Солодиловой в результате проведения детального научного исследования особенностей развития детей дошкольного возраста, младших и средних школьников, а также старших школьников.

Для дошкольников характерны относительная неразвитость органов чувств, например, отсутствует понятие трехмерности пространства, слуховые реакции сравнительно низки, для детей типичны спонтанность движений, малая мышечная сила, быстрая утомляемость легких, гибкость костносвязочного аппарата. Для детей этого возраста важно обеспечить наглядно-действенное обследование окружающего пространства, стимуляцию звукового восприятия, развитие зрительных и двигательных реакций, в частности - совершенствование координации движения рук, пальцев, переход от процессуальных действий к конкретным, развитие крупных мышц, повышение работоспособности, укрепление скелетно-мышечного аппарата. В этих целях на детских игровых площадках следует устанавливать соответствующие игровые элементы - большеразмерные игрушки, счеты, простейшие музыкальные ксилофоны, меловые доски для рисования, зеленые уголки с местом для выращивания цветов и растений; весьма полезно организовать многофункциональное учебно-игровое оборудование для интеллектуальных, физических упражнений, для совершенствования моторных функций организма.

Элементы благоустройства детских игровых площадок
Элементы благоустройства детских игровых площадок по разработкам архит. Л. Солодиловой
а - для школьников; б - для младших и средних школьников; в - для старших школьников

К 12-13 годам у школьников заканчивается процесс окостенения фаланг, кисти и запястья рук, повышается работоспособность, совершенствуется скелетно-мышечный аппарат, увеличивается емкость легких, развиваются крупные мышцы, двигательные функции и координационно-двигательная система. Для нормального развития детей этого возраста необходимо обеспечить мышечную нагрузку, возможности для занятий теоретическим обучением для совершенствования коррегирующих движений. В этих целях рекомендуется на площадках применять игровое оборудование (например, структуры со стационарно закрепленными вертикальными элементами и динамичными горизонтальными), учебно-игровое оборудование (для рисования и письма на досках, для наблюдения за явлениями природы, например, за движением солнца, для игр в шашки и шахматы, стрельбы из лука, изучения смены времен года и др.). На площадках для детей младшего и среднего школьного возраста уместны доска и стол педагога, место для обучения, домашний "театр" для проведения детских праздников и выступлений с эстрадой, скамьями для зрителей и местом для переодевания.

Для старших школьников характерны значительное нарастание мышечной силы, длительная работоспособность без переключения на другие виды деятельности до двух-трех и более часов, стремление к общению. Оборудование площадок должно обеспечить условия и для длительных мышечных нагрузок, и для учебно-игровой деятельности с возможностью проведения пропагандистской, теоретической и опытно-исследовательской работы, и для интимно-личного общения. Игровые пространства, отвечающие этим требованиям, могут, например, включать объекты для свободного строительства из различных подсобных материалов, домашний "планетарий" или любительскую обсерваторию, метеостанцию, аквадром для испытания судомоделей, площадку для вручения памятных знаков победителям соревнований, участки для селекционных работ, информационные стенды, танцевальные площадки и др.