Техника работы кистями, краскопультами и шпателями

Техника работы различными инструментами играет большую роль, так как повышает производительность труда, снижает усталость и дает возможность выполнять работу на высоком качественном уровне. В малярных работах надо не только уметь правильно приготовлять различные составы, но и наносить их с помощью различных инструментов.

Работа маховыми кистями

Маховые кисти широко применяют для окрашивания всевозможных больших поверхностей. Размер кистей зависит от их веса (он бывает разный) или от диаметра. Когда кисти продаются в виде пучка волос, которые требуют специальной вязки, то они считаются весовыми, кисти готовые в патроне с ручкой - штучными. Весовые кисти после подвязки крепким шпагатом насаживают на длинную ручку-штырек. Любую кисть подвязывают, потому что длинный волос плохо растушевывает краску и создает много потеков. Поэтому мастера-маляры считают, что для клеевой окраски неподвязанный волос должен быть длиной 7-9 см, для масляной или эмалевой- 5-7 см. По мере пользования кистью ее волос истирается и становится короче, работать ею менее удобно. Тогда подвязанную часть кисти немного отпускают, т. е. развязывают шпагат, освобождая волос на нужную длину. При этом не следует сильно ослаблять шпагат, чтобы не привести к выпаданию волос.

Во время работы кистью по штырьку на руки стекает краска, что весьма нежелательно. Поэтому штырек обвязывают тряпкой или поролоном, завернув их в виде валика и укрепив его на 30-50 см ниже кисти.

Для получения ровной, чистой окраски надо знать не только технику работы, но и правильно набирать кистью окрасочный состав, который необходимо систематически взбалтывать той же кистью, поворачивая ее в руках два-три раза. От этого состав получается однородным как по густоте, так и по цвету, а на дне посуды не образуется осадка. Желательно через каждые 5-6 мин состав перемешивать веселкой или палкой. Это нужно для того, чтобы не было осадка в недоступных для кисти местах.

Кисть опускают в окрасочный состав только неподвязанной частью волоса, излишки ее отжимают о края посуды. Кистью надо работать так, чтобы были равномерные взмахи и краска ложилась ровными, тонкими слоями. Кисть необходимо периодически вращать в руках, чтобы она срабатывалась равномерно со всех сторон и приобретала форму факела, а не лопаты.

Если нажимать на кисть во время работы слабо, то краска ложится узкими полосами (штрихами или ласами), часто толстым слоем. При сильном нажиме на кисть краска стекает, образуя потеки, но ложится тонким слоем. Поэтому надо сначала на кисть делать небольшой нажим, а по мере расходования краски нажим увеличивать.

Работая кистью, надо добиваться того, чтобы, скользя по поверхности, она оставляла длинные тонкие штрихи краски, которые по ходу работы растушевывают.

Во время окрашивания кисть следует держать перпендикулярно или с небольшим наклоном к окрашиваемой поверхности. Держат кисть, а более правильно штырек, двумя руками и водят ею во весь размах или же левой рукой крепко держат штырек, а правой водят его. В этом случае правая рука скользит по штырьку, то приближаясь к левой руке, то удаляясь от нее. При окрашивании маховой кистью краску можно наносить как горизонтальными штрихами, так и вертикальными, хорошо их растушевывая. Лучше всего работу вести так. Окрашивая стены, краску наносят сперва горизонтальными штрихами, а затем вертикальными ее дополнительно растушевывают. В этом случае лучше всего работать вдвоем: один наносит краску горизонтальными штрихами, второй идет за ним и тут же растушевывает ее вертикальными (рис.54).

Окрашивание стен маховой кистью

Конечно, можно работать и одному: сначала наносить горизонтальные штрихи на какую-то часть стены (захватку) и тут же растушевывать вертикальными. Или же полностью покрывать всю стену краской в одном направлении, затем в другом, но тут, возможно, придется добавлять краску. При двойной растушевке пропусков неокрашенных мест не бывает.

Краску, нанесенную кистями, можно выравнивать, как бы припудривая тонким слоем краски с помощью краскопульта или пульверизатора пылесоса.

Техника окрашивания флейцами и макловицами

Назначение этих инструментов - флейцевать или торцевать окрашенные кистями поверхности. Однако ими пользуются и для окрашивания. Работать можно как короткой ручкой, так и длинной, на которую крепят инструменты. Действуют флейцами и макловицами точно так же, как и маховой кистью, но только не вращают их. Можно работать и кистями с короткой ручкой одному или двум работникам. Если человек работает один, то он сначала со стола, табурета или стремянки окрашивает только верх стены полностью или частями, а затем низ, тщательно растушевывая краску. При работе вдвоем один окрашивает верх стены, второй идет за ним и красит низ, тщательно растушевывая краску в местах стыкования.

Техника окрашивания ручниками

Работу ручниками или малыми кистями выполняют в следующей последовательности. Перед тем как приступить к работе, ручники необходимо подвязать, оставляя длину волоса 4-5 см для клеевой краски, затем следует хорошо перемешать краску веселкой или палкой. Особенно это требуется при работе с масляными красками. Краску набирают небольшими порциями, погружая в нее кисть на 1-2 см. Избыток краски отжимают о мешалку или край посуды. При покраске необходимо захватить как можно больше поверхности, растушевывая краску тонким слоем. Толстые слои клеевой краски при высыхании покрываются трещинами и отстают, а масляной- морщатся. Кроме того, толстые слои краски ложатся грубыми полосами и портят чистоту окраски или отделки.

Наносят краску широкими ровными мазками. Сначала растушевку ведут в одном, затем в другом направлении. Принятый порядок растушевки следует соблюдать до окончания всей окраски в одном помещении. Краску во время работы тщательно растушевывают кистью, наносят как можно тоньше ласы - слои, чем добиваются втирания ее в поры поверхности и лучшего ее сцепления с грунтом.

Кисть следует держать перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, но так, чтобы волос кисти работки не торцом, а немного боковой частью, делая нажим такой силы, чтобы волос слегка выгибался (рис. 55, 1).

Работа разными кистями

Правильно держать инструмент нужно так, как это указано на рисунке. От неправильной хватки пальци быстро устают.

Мелкие кисти или ручники больше всего применяют для окрашивания масляными красками, оставляя длину волос у инструмента средних размеров 3-4 см.

По деревянной поверхности масляную краску растушевывают в следующем порядке: при окраске за один раз - вдоль волокон дерева желательно по направлению к окну; переплетов - по длине брусков; по крыше - вдоль ската от конька к желобам.

При окрашивании за два раза первый слой растушевывают по дереву поперек волокон, а при хорошей шпаклевке - поперек света, падающего из окна. Если окраска выполняется за три раза, то первый слой растушевывается в том же направлении, как и последний. Нешпаклеванные полы окрашивают по длине досок.

Флейцевание и торцевание окрашиваемых поверхностей

Эти процессы нужны для того, чтобы удалить грубые полосы, выравнивая окрашенную поверхность в целом. Окрашивание под флейц или торцовку лучше всего выполнять вдвоем - один красит, а второй вслед за ним флейцует или торцует. После флейцевания краска становится гладкой, ровной, без просвечивающих мест, а после торцевания приобретает вид шагрени, т. е. становится шероховатой, состоящей из мельчайших бугорков.

Для торцевания краску приготовляют немного гуще, чем для обычной окраски. Если она будет жидкой, то после торцевания начнет сливаться, что придает поверхности некрасивый вид.

Флейцевание. Техника флейцевания такова: правой рукой берут флейц, а левой сухую тряпку и легким нажимом на инструмент, так, чтобы волос кисти слегка касался поверхности, сравнивают полосы нанесенной краски. Окраску под флейцевание выполняют без пропусков, тщательно растушевывая краску. Постепенно волос флейца пропитывается краской, и его периодически надо протирать чистой тряпкой, отжимая излишки краски, только после этого он опять пригоден для работы. Мокрыми флейцами работать нельзя потому, что они не выравнивают краску, а как бы размазывают ее. Желательно пользоваться двумя-тремя флейцами, так как они поочередно меняются. Сильно пропитавшиеся краской флейцы нужно хорошо промыть и просушить. Таким образом, под руками всегда находится чистый сухой флейц. После флейцевания окрашенные поверхности более гладкие, без отдельных сгустков краски и следов кисти (рис. 55, 2).

Торцевание. Техника торцевания состоит в том, что правой рукой берут торцовку, а левой - чистую тряпку и по свежеокрашенной поверхности торцовкой наносят слабые удары. Торцовка только должна касаться слегка своим волосом краски. От ударов краска разравнивается, образуя на поверхности фактуру под шагрень. Торцовкой надо наносить удары одинаковой силы, что дает возможность получить совершенно одинаковую фактуру.

Если сила ударов будет меняться, то на поверхности краски могут образоваться отдельные пятна. Также нельзя наносить торцовкой удары по одному и тому же месту два или более раз. Это приводит к образованию всевозможных пятен. Торцуя, надо следить, чтобы не было пропусков и каждый удар приходился рядом с ранее обработанной поверхностью.

От намокания волоса торцовки ею плохо работать, т. е. она не образует шагреня. Поэтому ее надо систематически вытирать тряпкой, а после каждого дня работы промывать, вытирать и просушивать.

Для работы желательно иметь две-три торцовки. Как работать торцовкой, показано на рис. 55, 3.

Отводка филенок. Филенка - узкая полоска краски шириной от 5 до 30 мм, которую проводят по стыку двух красок разного цвета, например, отделяя панель от верха стены. Филенка должна быть такого цвета, чтобы она гармонировала в общей окраске, подчеркивала ее и резко не выделялась. Таким образом, филенка не только закрывает неровности двух стыкуемых красок, но и придает помещению законченный вид. Филенку отводят или проводят по ровно отбитой линии с помощью шнура, который натирают мелом или какой либо сухой краской, чаще всего ультрамарином или охрой.

Для работы применяют филеночную кисть нужного диаметра, круглую или плоскую. Отводку выполняют по линейке, у которой с двух сторон сняты фаски. Линейку прикладывают точно по отбитой линии фаской к стене, чтобы предупредить возможное затекание краски под линейку. Линейку прочно прижимают к стене, чтобы во время работы она не могла сдвинуться.

Филенка на всем своем протяжении должна иметь одинаковую ширину и цвет. Поэтому кисточку следует систематически смачивать в краске, отжимать ее излишки, приставлять к линейке и, равномерно нажимая, отводить ровную линию, а это требует соответствующих навыков. Филенки можно вытягивать и по трафарету (рис. 56).

Отводка филенок

Для отводки филенок применяют клеевые и масляные краски. Если, например, на панели масляная, а на верху стен клеевая краска, филенка отводится клеевой краской, если же на верху стен масляная краска, филенка вытягивается масляной краской. Краски применяют более жидкие. Масляные разбавляют скипидаром, клеевые готовят на обычном клею. Но гораздо лучше, когда сухие краски разводят на квасе или пиве. Такие краски ровнее ложатся на поверхность.

Техника окрашивания валиками

Для работы необходимы валик, ванночка или ведро с установленными в них отжимными сетками для снятия излишков краски, набираемой валиком. Валики производительнее кистей. Ими можно грунтовать и окрашивать различные поверхности клеевыми, известковыми и масляными красками.

Когда применяют кусок стали с набитыми отверстиями, то его укладывают в противень или ванночку острыми концами вниз, а по гладкой поверхности прокатывают валиком. Вместо стали можно использовать фанеру, доску, пластмассу. Отверстия следует сверлить диаметром 12-15 мм, располагая их в шахматном порядке через 25 мм друг от друга.

Валиком невозможно окрасить стены в углах, около наличников, плинтусов и т. д. Поэтому такие места следует предварительно прокрасить любой кистью и хорошо растушевать краску.

Работа валиками производится так. Валик опускают в краску и прокатывают им по сетке. Отжав излишки краски, его приставляют к поверхности стены или потолка и ведут в нужном направлении: на стенах - сверху вниз, на потолках по направлению световых лучей. Окрашивая стены сверху вниз, затем снизу вверх, накладывают полосы, или ласы, краски валиком одна на другую так, чтобы они перекрывались на 4-5 см. Вначале валик наносит более толстые слои краски, и тогда по одному и тому же месту надо прокатать им два или более раз. По мере расходования краски силу нажима на валик увеличивают. Окрасить стены можно за один прием вертикальными ласами или за два, когда сначала наносят горизонтальные ласы, затем вертикальные.

В любом случае краску необходимо тщательно растушевывать. Если обнаруживаются дефекты, то выполняют повторную окраску.

Иногда краску наносят на поверхность кистями, хорошо растушевывая, а затем прокатывают валиками, разравнивая ее, получая при этом ровную окраску.

Для, тренировки рекомендуется немного поработать валиком, окрашивая стену, лист фанеры или картона. Только приобретя некоторые навыки, можно приступить к работе. На рис. 57 показано окрашивание валиком.

Окрашивание валиком

Валиком не только окрашивают, но и грунтуют поверхности. Грунтовку желательно применять подкрашенную, т. е. такого же цвета, как и краска.

Пользоваться валиком более производительно, чем кистями. За один рабочий день можно окрасить до 300 м² поверхности стен. Срок службы валиков весьма большой. Валик из высококачественного меха способен окрасить более 3 тыс. м² различных поверхностей.

Окончив работу, валики обязательно промывают в теплой воде с мылом, удаляя всю краску. От известковых составов валики быстро приходят в негодность.

Техника окрашивания краскопультами

Краскопульты бывают ручные и электрические. Конструкций их много. Они гораздо производительнее валиков и кистей. Их обычно применяют для распыления известковых и клеевых составов. Для масляных и более вязких составов пользуются пистолетами-краскораспылителями, воздух к которым подается компрессором.

Независимо от вида краскопульта окрасочные составы для него необходимо процеживать через частое сито или двойной слой марли. Чем тоньше окрасочный состав, тем он лучше распыляется и тем меньше засоряется форсунка. Отверстие в форсунке должно быть минимальным. Лучшим считается отверстие, как у капсюля для примуса. При таком отверстии окрасочный состав распыляется очень тонко, оставляя на поверхности чистый, ровный окрасочный слой. При большом отверстии окрасочный состав ложится толстым слоем и его расход увеличивается. Это необходимо помнить. Толстые слои краски быстро трескаются и осыпаются, и при повторной окраске их приходится полностью удалять.

Ручными краскопультами обычно действуют двое рабочих. Один из них работает удочкой, т. е. окрашивает, второй - поддерживает необходимое давление в аппарате, подкачивая воздух или окрасочный состав насосом, и наблюдает за манометром.

Следует помнить, что при нормальном и постоянном давлении распыление окрасочного состава происходит без толчков, и он равномерно ложится на поверхность. Если же давление менять, то окраска получится неодинаковой, что приведет к образованию потеков.

Во время работы удочку следует держать так, чтобы форсунка была направлена перпендикулярно к окрашиваемой поверхности.

Пробную окраску выполняют на какой-либо неответственной части поверхности, определяя длину красочного факела и равномерность распыла краски. При нормальной работе краскопульта длина факела равняется 75-100 см. В силу этого форсунка должна находиться от окрашиваемой поверхности на указанном расстоянии. Если же она будет несколько удалена, то распыляемая струя не долетит до нее и много краски будет потеряно. Если форсунка находится ближе к поверхности, чем длина факела, то происходит отскакивание наносимого окрасочного состава, что также увеличивает потерю краски.

Длина факела 75-100 см бывает при нормальном давлении (3-4 атм), если окрасочный состав имеет нормальную густоту. Если густота окрасочного состава занижена, то давление уменьшают, а если повышена, то его следует увеличить.

Необходимо помнить, что в зависимости от давления воздуха меняется длина факела. Поэтому рекомендуется периодически следить за манометром и контролировать нормальное давление. Если же нет манометра, то давление поддерживается путем определенных усилий на насос. Кроме того, работу краскопульта можно регулировать по длине факела, который хорошо виден со стороны.

Качество окраски во многом зависит от того, как выполняется работа форсункой. При неправильном движении удочкой, а вместе с ней и форсункой или при быстром ее передвижении на поверхности возможны пропуски окрашиваемых мест. Если форсунка несколько задерживается на одном месте, то на поверхности создается избыток окрасочного слоя, образующий капли. Высыхая, они превращаются в бугорки, или же окрасочный состав стекает с поверхности, образуя потеки. Форсунку следует передвигать над поверхностью круговыми движениями, в нормально выбранном темпе, что дает возможность получить чистую, ровную окраску без просвечивающих мест.

Иногда с одного раза окрасить, или "укрыть", поверхность невозможно. Тогда после подсыхания нанесенной за первый раз краски окрашивание повторяют, слегка покрывая (припудривая) поверхности. Это нужно для того, чтобы избежать толстых наслоений краски, ее растрескивания и шелушения.

Чтобы получить окраску высокого качества, необходимо периодически осматривать окрашенные поверхности, если возможно, тут же исправлять недостатки.

Многие предпочитают осуществлять окрашивание кистью, при этом хорошо растушевывая краску. Как только она немного окрепнет, окрашенную поверхность выравнивают тонким распылением состава из краскопульта, т. е. припудривают. На рис. 58 показаны работа краскопульта и схема движения удочки.

Окрашивание краскопультом

Техника окрашивания пульверизатором пылесоса

Пульверизатором пылесоса можно окрашивать различные поверхности клеевыми и известковыми окрасочными составами. Составы должны быть процежены через частое сито или двухслойную марлю. Чем тоньше процежен окрасочный состав, тем меньше перебоев будет в окрашивании. Во время работы приходится прочищать форсунки, если попадаются крупные частицы мела или извести в составе. Но это ведет к перебоям, что нежелательно. Чем тоньше окрасочный состав, чем лучше выбраны длина струи и скорость движения пульверизатора, тем чище окраска и тем более тонкий слой краски откладывается на поверхности. Следует помнить, что у пылесосов скорость распыления очень большая и поэтому движения должны быть быстрыми. Водить пульверизатором лучше всего спиралеобразными движениями, как при пользовании краскопультом.

Окрашивать можно прямо по огрунтовке или старому слою краски или же по краске, нанесенной кистью (с целью ее выравнивания).

Банку пульверизатора заполняют окрасочным составом на 3/4 ее объема. Резиновое кольцо на крышке рекомендуется смочить водой, отчего крышка более плотно примкнет к банке.

Перед окрашиванием необходимо подобрать самую выгодную длину факела распыла краски, которая зависит от мощности пылесоса. У некоторых пылесосов она колеблется в пределах от 40 до 70 см. При более коротком факеле частицы краски отскакивают от поверхности и наносятся толстым слоем, образуя потеки. При более длинном факеле частицы распыляемой краски не долетают до поверхности и падают на пол, увеличивая потери.

Во время работы пульверизатор следует постоянно держать на одинаковом расстоянии от поверхности, передвигая его плавными кругообразными движениями. Нужно следить за тем, чтобы не перенасыщать поверхность краской во избежание потеков. Если матовая поверхность переходит в глянцевую, значит, наступил предел насыщения ее краской. Особенно это заметно, когда окрашивание производят против света. Соблюдение режима окрашивания снижает до минимума расход окрасочного состава и не оставляет на поверхности толстого набела, который со временем начинает трескаться и осыпаться.