Материалы для малярных работ

Для выполнения малярных работ применяют различные материалы: пигменты, или сухие строительные краски, мел, клеи, олифу и т. д. Использование материалов, негодных для малярных работ, приводит к браку, исправление которого требует времени и средств.

Пигменты - сухие строительные краски

Пигменты, или сухие строительные краски, бывают минеральные (естественные) и искусственные.

Пигменты не должны растворяться в воде, масле или других растворителях. Смешанные с растворителями пигменты через некоторое время оседают, или, как принято говорить, садятся на дно, а на поверхности остается чистая вода, масло или растворитель.

Чем тоньше помолоты пигменты, тем выше их качество; и наоборот.

Пигменты должны быть помолоты так, чтобы при просеивании через сито № 016 с 1482 отверстиями на 1 см² они проходили полностью, без остатка.

Пигменты не должны изменять свой цвет под действием солнечного света, при многократном увлажнении и высыхании, а также при воздействии на них щелочей. К щелочестойким пигментам относятся охра, мумия, сурик, сажа и др.

Кроме того, пигменты должны обладать хорошей укрывистостью, которая выражается количеством пигмента в граммах, необходимым для укрытия 1 м² поверхности с таким расчетом, чтобы не просвечивал нижележащий слой.

Чем выше укрывистость пигмента, тем меньше его требуется на 1 м² поверхности.

Пигменты бывают белые, желтые, синие и др.

Белые пигменты

Известь бывает воздушная и гидравлическая. Воздушную широко применяют для окрашивания наружных и внутренних поверхностей. Известь требует щелочестойких пигментов. Применяют гашеную известь в виде теста. Известь-кипелку (комовую) предварительно гасят, заливают 1 ее объемную часть 3-4 частями воды, тщательно все перемешивают и процеживают после гашения через частое сито. Для работы известь разводят водой до густоты молока.

Мел бывает белый, с желтоватым или сероватым оттенком. Промышленность выпускает мел комовой и молотый. Для строительства и ремонта зданий и сооружений выпускается комовой мел марок МК1, МК2, МКЗ трех сортов и молотый марок ММ1, ММ2 и ММЗ также трех сортов (цифры в обозначении марки указывают на сорт). Тонкость помола мела должна быть такой, чтобы при просеивании через сито № 02 с 980 отверстиями на 1 см² остаток на сите мела 1-го сорта был не более 1%, 2-го - 3 % и 3-го сорта - 6 %.

Комовой мел следует толочь или перемалывать до указанной тонкости. Однако нужно помнить, что, чем тоньше помол мела, тем он лучше - из него получается высококачественная замазка или шпаклевка.

Из любого мела крупного помола можно получить самый тонкий отмученный мел следующим способом.

В посуду насыпают 1 объемную часть мела, заливают его 3 частями воды, несколько раз перемешивают, процеживают через частое сито, сливают в другую посуду и оставляют для отстоя. Как только мел осядет, воду сливают и снимают сверху примерно половину мела, просушивают его, толкут и просеивают через частое сито.

Замазки и масляные шпаклевки надо приготовлять из совершенно сухого мела, просеянного через самое частое сито.

Следует иметь в виду, что, чем крупнее помол мела, тем больше образуется отходов. Например, при приготовлении меловых или клеевых окрасочных составов (побелок) их процеживают через однослойную марлю для окрашивания вручную и через двухслойную марлю для окрашивания с помощью распылителей. Естественно, все крупные частицы мела остаются на марле.

Белила - весьма тонкие порошки белого цвета, получаемые при перемалывании прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд, литопона. В основном белила применяют для приготовления масляных красок, а также шпаклевок, идущих для выправки за последний раз прошпаклеванных поверхностей. Укрывистость белил: цинковых - от 100 до 110 r/м², литопоновых - 120, титановых - 50-75, свинцовых - 200- 300 г/м².

Желтые пигменты

Охра - краска желтого цвета с различными оттенками. Устойчива во всех отношениях. Если ее прокалить на огне, она становится коричнево-красной и называется жженой охрой, или черлядью. Укрывистость - 65- 90 г/м².

Кроны - краски от лимонного до оранжевого цвета. Бывают свинцовые и цинковые. Укрывистость-110- 190 г/м².

Синие пигменты

Ультрамарин (синька) имеет зеленый и синий оттенок. Широко применяется в меловых и известковых окрасочных составах. Укрывистость - 50 г/м².

Лазурь - совершенно нещелочестойкая краска синего цвета. Применяют только в масляных и эмалевых красках. От воздействия солнечных лучей темнеет. Для усиления цвета добавляется в небольших количествах в сажу. Укрывистость - 10-60 г/м².

Красные пигменты

Сурик железный - краска кирпично-красного цвета. Укрывистость - 20 г/м².

Сурик свинцовый - краска красно-оранжевого цвета. Ядовита. Укрывистость -100 г/м². Для внутренних работ не применяют.

Мумия - краска от светло-красного до темно-красного цвета. Бывает искусственная и естественная, мало устойчива. Сначала дает яркие оттенки, которые быстро темнеют и становятся темно-буро-красными. Укрывистость - 30-60 г/м².

Киноварь - краска разных оттенков. Бывает естественная и искусственная. Устойчива к кислотам и щелочам, меняет цвет от воздействия солнечных лучей. Укрывистость - 80-120 г/м².

Зеленые пигменты

Хромовые зелени (окиси хрома) представляют собой смеси желтых кронов с лазурью. Изменяя количество лазури, можно получить различные оттенки. Укрывистость - 40 г/м².

Зелень свинцовая получается смешиванием желтых и синих красок, в частности желтого крона с лазурью. Укрывистость - 28-70 г/м².

Коричневые пигменты

Умбра - краска коричневого цвета различных оттенков. После обжига становится красновато-коричневой. Укрывистость-40 г/м².

Сиена жженая по своим свойствам близка к охре. Применяется главным образом при разделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая.

Черные пигменты

Сажа - черная краска, чаще всего получаемая путем сжигания нефти или газа. Легкая, смешивается только с маслом, клеевой или мыльной водой. Укрывистость - 15 г/м².

Перекись марганца - природное соединение. Хорошо смешивается с водой. Укрывистость - 40 г/м².

Древесный уголь и графит после измельчения и просеивания через частое сито могут служить в качестве черной краски. Укрывистость графита - 30 г/м².

Металлические пигменты

Бронзовые и алюминиевые порошки применяются в основном для окраски металлов, а также в некоторых малярных отделках.

Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все их можно применять в масляных и эмалевых. Известь и мел пригодны только для водных окрасочных составов. Укрывистость пудры алюминиевой и бронзы золотистой - 3-4 г/м².

Щелочестойкие пигменты: сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, а также пигменты: лимонный, оранжевый, алый и бордо. Их можно применять во всех окрасочных составах. Остальные пигменты можно применять в клеевых и эмульсионных составах.

Для получения окрасочного состава (колера) того или иного цвета или оттенка приходится применять один или несколько пигментов. Сухие пигменты сыпать в окрасочные составы не рекомендуется, так как хорошо их перемешать не всегда удается. При окрашивании под кистью они тушуются, оставляя полосы.

Пигменты следует предварительно замочить в воде, перемешать, процедить через частое сито и только после этого вливать в состав тонкой струей, тщательно перемешивая.

Связующие материалы

Чтобы окрасочные составы связывались (склеивались) между собой, прочно прилипали к поверхности, а после высыхания образовывали прочную пленку, в них добавляют различные связующие.

В водные меловые составы добавляют клей растительного или животного происхождения, в масляные составы- олифу.

Клей животный костный или мездровый варят точно так же, как для столярных работ. Для малярных работ приготовляют 10-процентный раствор клея (100 г клея варят в 900 г воды).

Муку и крахмал применяют для приготовления клейстера, который используется при наклейке обоев, а также для заклейки водных (меловых) окрасочных составов.

Мыло применяется для приготовления грунтовок, шпаклевок и других целей. Бывает жидкое и твердое. Если в рецепте указано жидкое мыло, то при замене его твердым последнего берут наполовину меньше.

Эмульсионные связующие состоят из олифы, клея и щелочи. Применяют их для приготовления эмульсионных окрасочных составов, а также как заменитель олифы для разведения масляных красок, используемых в основном для внутренних работ.

Олифы - связующие для масляных окрасочных составов. Они делятся на натуральные, уплотненные, синтетические чистые однородные и синтетические модифицированные.

Олифа натуральная изготовляется из льняного или конопляного масла с содержанием последнего до 95% с добавлением в процессе варки при температуре 275о марганцово-свинцово-кобальтового сиккатива. Применяется для изготовления масляных красок и разведения до рабочей (малярной) консистенции густотертых красок. Применяют для наружных и внутренних работ - окраски кровли, дверей, переплетов, полов и др.

Олифа уплотненная изготовляется с содержанием масла до 90%. Применяется для тех же целей, что и натуральная.

Оксидированная олифа (оксоль) изготовляется с содержанием масла и сиккатива не менее 55%, а растворителя (уайт-спирита) не более 45%. Применяется для окрашивания внутренних поверхностей, за исключением полов.

Олифа полимеризованная (ИМС) является заменителем натуральной олифы. Применяется для внутренних и наружных окрасок.

Олифа глифталевая изготовляется из растительного масла, глицерина и др. с содержанием растворителя не более 50%. Применяется для разведения густотертых красок для выполнения внутренних и наружных окрасок по металлу, дереву, штукатурке. Окрашивать сырые поверхности не рекомендуется.

Олифа пентафталевая, так же как и глифталевая, изготовляется из алкидной смолы. Поэтому эти олифы называются алкидными.

Имеются и другие разновидности олиф - сланцевая, полидиеновая, кумароно-инденовые, синтетические и др.