Чеканка

При отделке помещения делают чеканку, скажем, для дымохода, камина или панно. Основное требование к металлу, из которого делается чеканка,- высокая пластичность. Можно использовать листовую медь и ее сплавы, алюминий, латунь, которая продается в магазинах "Умелые руки". Для чеканки используют и жесть, оцинкованное железо, даже жесть от старых консервных банок.

Листовой алюминий, пригодный для чеканки, имеет толщину от 0,15 до 1 мм. Лист предварительно обжигают, снимают окалину мелкой шлифовальной шкуркой, полируют суконкой с пастой ГОИ. Если материал будут впоследствии чернить, можно обойтись без предварительной обработки.

Рассмотрим два наиболее простых метода чеканки. Первый выполняется скользящим движением чекана по металлу. При некотором нажиме он выдавливает в металле контур по размеру давящей части инструмента. По второму способу всю работу делают только с использованием набора чеканов и молотка.

Последовательность работ такова: подбирают подкладку, на которой будет выдавливаться рельеф. В зависимости от толщины металла, характера работы это может быть мешочек с песком, кусочек резины, войлок, свинцовая пластина, линолеум или слой смолы, асфальта, пластилина, помещенные в рамку. Поверх массы наклеивается лист металла. При работе скользящим чеканом в качестве инструмента используется специальный утюжок - стальная металлическая пластина, напоминающая сапожный нож. Нижняя часть имеет затупленный отполированный носик, которым и выдавливается металл по контуру рисунка.

Заготовку из листа металла, при необходимости оттожженную для пластичности, располагают тыльной стороной вверх на подложке и дальнейшую обработку ведут чеканами различного размера и из всяких материалов (сталь, бамбук, дуб, бук, акация). Для удобства их лучше вставить в ручки. Мелкие чеканы, как правило, делают стальными.

Выпуклые части начинают прорабатывать с средины, при этом чекан под прямым углом располагают к листу металла и начинают с нажимом растирать его. За счет пластичности металл вытягивается в месте обработки, и появляется выпуклость с задней стороны. По всей площади рисунка в нужных местах создают вогнутость. По краям рисунка применяют более мелкие чеканы.

Закончив начальную проработку, лист переворачивают и контуры с обратной стороны подправляют скользящим утюжком.

Если нужно сделать чеканку с глубоким рельефом, заготовку следует отжечь несколько раз. При отжиге напряжения снимаются, и металл становится пластичным. Более детальную проработку рисунка делают утюжками с разной шириной рабочей части. Значение окончательной отделки изделия в создании красивого произведения очень велико. Следует помнить, что отделка не должна подавлять сам рисунок, а работать: на него, делать более выразительным. При оформлении фона следует руководствоваться тем, что размеры рабочей части чекана должны быть выбраны в зависимости от величины картины.

При втором методе, как уже говорилось, работают только молотком и чеканами разнообразной формы. Чеканы - это стальные пруты длиной 150 мм, у которых нижняя часть имеет определенный по конфигурации закаленный профиль. Наборы чеканов продают в магазинах, их можно сделать самому. Один из примеров самодельного чекана: сломавшееся сверло, в месте скола подровненное на наждаке горизонтально. При ударе такого чекана по металлу получается фигурка, напоминающая пропеллер. Такой чекан может быть применен для обработки фона, рамки и т. д. У чеканщиков, занимающихся профессионально, набор чеканов доходит до нескольких десятков. Понадобится и несколько молотков различной формы, которыми выколачивают крупные выпуклые детали. Для начинающего мастера достаточно иметь несколько инструментов. Но после того, как ты сам выполнил несколько работ и увлекся новым делом, ты сделаешь, опять-таки своими руками, все инструменты, которые необходимы. Лишь бы получилось!

Кроме основных инструментов, чеканщику стоит применить еще и вспомогательные, ускоряющие и облегчающие работу. Например, накатку. Это ролик, по внешнему периметру которого расположены фигурные элементы. При работе накаткой с нажимом проводят по листовому металлу, лежащему на соответствующей подкладке. В зависимости от рисунка накатки на металле выдавливаются точки, квадратики, крестики и т. д. Простейшей накаткой для мягкого металла может служить разметчик, которым пользуются портнихи.

В качестве накатки используют даже шестеренки от часов и т. п.

Особенно необходимы накатки при работе над рамкой. Применяя линейку, утюжок, накатку или две, можно быстро сделать красивую рамку.

Чеканку используют при изготовлении светильников, для отделки торцов досок и т. д.

После того как чеканная работа закончена, металл следует, что называется, облагородить, оттенить или сделать блестящим.

Фон чаще всего чеканят с лицевой стороны на относительно жесткой подставке (свинец, линолеум). Работа над фоном трудоемка.

Если при самом простом варианте можно сделать фон в виде волнистых линий, то при "классической" чеканке надо наносить много ударов чеканом. Но мастер на выдумку горазд. Можно при желании упростить процесс, но не ухудшить результата. Например, на поверхность листа, где нужно сделать фон, насыпают мелкий гравий с крупинками одинакового размера. На гравий торцом накладывается чурбачок из древесины твердых пород, по которому ударяют тяжелым (500 г) деревянным молотком. Гравий смещается. При такой технике получается очень своеобразный фон, так как следы граней камешков не повторяют друг друга, как это происходит при работе с чеканами.

При всех видах механической обработки металл коробится. Чтобы устранить дефект, лист отжигают, снимая внутреннее напряжение металла, затем кладут на ровную поверхность и выравнивают ударами молотка с резиновым наконечником. Рамку картины делают в последнюю очередь.

Дальнейший процесс обработки материала сводится к чернению, высветлению нужных мест, полировке, покрытию лаком и т. д. Классический цвет покрытия - черный. Чеканщики в последнее время применяют и другие цвета.

Простейший способ черного покрытия латуни и других медных сплавов - натирание поверхности листа раствором азотной кислоты с последующим обжигом над открытым огнем. Следует соблюдать меры безопасности. Растворяют химические реактивы в стеклянной или керамической посуде. Не следует для этих целей брать посуду из вашей кухни.

Очищенную поверхность металла протирают тампоном на проволоке, затем помещают над огнем.

Чернение алюминия может быть выполнено в домашних условиях двумя простыми способами. Первый способ: зачеканенную поверхность закапчивают дымом, любым способом. Хорошую копоть, например, дает березовая береста. Затем слой копоти закрепляют керосином. После этого нужные места высветляют мелкой шкуркой. Выявленный в цвете рисунок полируют суконкой, натертой пастой ГОИ, затем покрывают лаком.

Второй способ потребует битумного лака и графитного порошка. Битумный лак втирают в рисунок тампоном и сверху припудривают порошком графита. После высыхания лака его с выступающих частей рельефа рисунка снимают тампоном, смоченным в бензине или керосине. Затем лист прокаливают на огне (газовая плита, паяльная лампа). Огонь при прокаливании должен находиться с обратной стороны покрытия.

Если чеканку используют как картину, под нее делают красивое деревянное основание из фанеры или тонких дощечек. Деревянную поверхность тщательно ошкуривают или лакируют. Иногда на ней паяльной лампой делают обжиг с последующим покрытием лаком. Кроме указанных приемов, могут быть использованы и нетрадиционные, придуманные самими умельцами. Чеканные работы применяются при изготовлении светильников, бра.